ufsp-logo       Proekt1

Правовые вопросы владения оружием

Сегодня многие признают:

любое лицо, незаконно завладевшее огнестрельным оружием считает себя всесильным и безнаказанным.
преступника, взывая к его человечности — смешно! Он понимает только один аргумент — силу.
Все это утверждает нас в мысли: единственное средство надежной защиты — закон и личное боевое оружие.

 

Вы можете задать все интересующие вопросы инструкторам на тренингах, регулярно проводимых стрелковым клубом LEX. Перечень тренингов, их описание и стоимость вы можете найти по этой ссылке.

 


Законодательное несовершенство

В конечном итоге о степени свободы общества судят по тому, может ли человек сам себя свободно защищать, имеет ли право на личное оружие. Еще в ХХ-м столетии один из известных политиков сказал, что если государство неспособно самостоятельно защитить своих граждан, она должна предоставить им возможность самим защищать себя.
Становление нового общества, где господствующими становятся отношения частной и государственной собственности, требует нового направления защиты этой собственности, прав личности, как и самого человека, его жизни, чести и достоинства от преступных посягательств.
Новые формы взаимоотношений создают правовую базу для защиты лица и ее интересов, которые являются позитивным явлением. Но на фоне этого позитива появились и негативные явления, такие как рост преступности, ослабление эффективности деятельности правоохранительных структур, не успевающим за процессами роста негативизма. При такой ситуации у населения возникает естественная потребность самозащиты, в том числе и с использованием оружия или других средств противодействия преступным проявлениям.

В ч.2.ст.27 Конституции Украины отмечается, что «Кожен має право захищати своє життя і здоров’я, життя і здоров’я інших людей від протиправних зазіхань». Конституционная норма нашла воплощение и в других отраслях права, в частности в Криминальном Кодексе Украины, а именно ст.36 «Необходимая оборона» указывает на реальную возможность использования человеком этого института с применением оружия. Одним из способов защиты вышеуказанных прав человека является право лица на владение, ношение и применение оружия. Право граждан на владение оружием в известной мере вступает в конфликт с правом других граждан на жизнь и здоровье, поскольку определяет потенциальную возможность применения этого оружия на поражение против других граждан. Оружие, особенно огнестрельное, направленное против человека, способно не только нанести в тех или других масштабах вред здоровью, но и лишить жизнь того человека, против которого она применяется. Поэтому на органы внутренних дел возложена ответственность в соответствии с нормами действующего законодательства осуществлять как разрешительные (выдача разрешений на право владения, хранения оружия), так и контролируя (проверка законности владения оружием, сбор сведений о случаях применения оружия на поражение против человека и оценка правомерности такого применения оружия и др.) функции. Кроме того, органы внутренних дел ведут учет оружия, которое находится как у юридических лиц, так и у граждан, которые проживают на территории Украины.
Правовая регуляция обращения оружия в независимой Украине началась с принятия Верховной Радой Украины 17.06.1992р. Постановления «Про право власності на окремі види майна» и Дополнением №2 к этого Постановлению, в котором речь идет о специальном порядке приобретения гражданами права собственности на отдельные виды имущества.
Специальный порядок приобретения права собственности распространяется на огнестрельное охотничье гладкоствольное и нарезное оружие, на газовые пистолеты и револьверы и патроны к ним, снаряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия, холодное оружие и пневматическое оружие со скоростью полета пули более 100 м/с и калибром более за 4.5мм. Следующим шагом в этом направлении было принятие Кабинетом Министров Украины 12.10.1992 г. Положение «О разрешительной системе», которая занимается непосредственно контролем за обращением оружия в Украине. 25.03.1992 г. МВД Украины приказом №164 утвердило инструкцию «О порядке изготовления, приобретения, сохранения, учета, перевозки и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к ней и взрывчатых веществ» (на данный момент эта инструкция утратила силу в соответствии с Приказом МВД № 622 от 21.08.1998 г.).
Сегодня в нашем государстве общественные отношения, связанные с обращением оружия, регулируют около 89 нормативно правовых актов (среди них есть законы, приказы, постановления и тому подобное). Но главное то, что среди них, к сожалению, нет главного нормативного акта — Закона Украины «Об оружии». О целесообразности принятия такого закона речь идет еще в Положении «Про відзнаку Президента «Іменна вогнепальна зброя» от 29.04.1995 г. Актуальность принятия данного закона обусловлена еще и тем, что с принятием Конституции Украины 1996 г. новый импульс приобрела перестройка демократического, правового государства, главным заданием и содержанием деятельности которого является утверждение, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств. Выполнение этого задания связано с решением ряда сложных политических, экономических, социальных и правовых проблем, поскольку реальное состояние дел в государстве и обществе сегодня еще далеко от требований времени.

 

 


Разрешения…

Право населения на приобретение и хранение оружия, его использование предусматривает соответствующие критерии правового положения таких лиц в обществе, морально волевых качеств, а также состояния здоровья.

Разрешительная система, которая осуществляется органами внутренних дел, распространяется на боевое нарезное оружие армейских образцов или изготовленное по специальному заказу, выхолощенное, учебное, несовременное стрелковое, спортивное, охотничье нарезное, комбинированное и гладкоствольное огнестрельное оружие, боеприпасы к этим видам оружия, пневматическое оружие, устройства отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами не смертельного действия, холодное оружие (арбалеты, охотничьи ножи, катаны, сабли, шашки, мечи, палаши, ятаганы, финские ножи, кортики, кинжалы, штыки, штык-ножи, которые не находятся на вооружении военных формирований), принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам.

В соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 17 июня в 1992 г. № 2471-12 «О праве собственности на отдельные виды имущества» правом приобретения пользуются:
— охотничьего гладкоствольного оружия — граждане Украины, которые достигли 21-летнего возраста;
— охотничьего нарезного оружия — 25-летнего возраста;
— на холодное и пневматическая оружие — 18-летнего возраста.

Количество оружия, которое может иметь гражданин Украины, не ограничено, однако владелец оружия должен обеспечить ее безусловную сохранность. В случае наличия трех и более единиц огнестрельного, пневматического оружия, арбалетов помещения (дом, квартира и тому подобное) или сейф (шкаф) для ее хранения должны быть оборудованные охранной сигнализацией, автономной или с выводом на ПЦН органов внутренних дел.

Для получения в органах внутренних дел разрешения на приобретение охотничьего нарезного, комбинированного, гладкоствольного, пневматического оружия, арбалетов гражданами подаются такие документы:

— письменное ходатайство относительно выдачи разрешения на имя руководителя органа внутренних дел;

— заполнена карточка-заявление;

— медицинский вывод лечебного заведения об отсутствии противопоказаний, которые препятствуют приобретению оружия;

— копию договора страхования;

— справка о прохождении изучения материальной части оружия, правил обращения с ней и применения;

— платежное поручение (квитанция) учреждения банка об оплате услуг за выдачу такого разрешения;

— справка о наличии или отсутствии судимости.

Для получения разрешения на приобретение других видов холодного оружия, его современных копий (катаны, мечи, сабли, кортики, кинжалы и тому подобное) с целью их коллекционирования граждане в органы внутренних дел по месту жительства подают заявление и квитанцию об оплате услуг за выдачу разрешения.

Разрешения на приобретение оружия выдаются гражданам органами внутренних дел после предъявления паспорта или документа, который удостоверяет личность. Неиспользованные разрешения должны быть возвращены в органы внутренних дел.

Военнослужащие Вооруженных сил Украины, других военных формирований, а также лица рядового и начальственного состава органов внутренних дел Украины разрешения на приобретение, хранение охотничьего, гладкоствольного, нарезного, комбинированного огнестрельного, пневматического и холодной оружия получают после представления соответствующего рапорта, справки с места работы, платежного поручения (квитанции) учреждения банка об оплате услуг за выдачу такого разрешения и заполненной карточки-заявления.

Приобретенное гражданами гладкоствольное, нарезное, комбинированное охотничье огнестрельное, пневматическое и холодное оружие в течение десяти дней со дня приобретения должен быть зарегистрирован в органах внутренних дел по месту жительства владельца с получением разрешения на ее хранение, ношение.

Для получения разрешения на хранение, ношение огнестрельного охотничьего, гладкоствольного, нарезного, комбинированного и пневматической оружия, арбалетов владельцами в органы внутренних дел подаются:

— письменное ходатайство относительно выдачи разрешения на имя руководителя органа внутренних дел;

— три фотокарточки размером 3х4 см;

— дубликат разрешения на приобретение оружия с отметкой магазина о проданном оружии или другом документе, который удостоверяет источник поступления и принадлежность оружия;

— платежное поручение (квитанция) банка об оплате услуг за регистрацию оружия;

— копия договора страхования, если такой не предоставлялся при получении разрешения на приобретение оружия.

Для получения разрешения на хранение коллекционного холодного оружия ее владелец подает в орган внутренних дел по месту жительства:

— дубликат разрешения с отметкой магазину о реализации такого оружия или других документах;

— цветные фотографии оружия размером 15х15 см.

На основании поданных документов орган внутренних дел выдает разрешение на хранение такого оружия. В разрешении относится штамп «коллекция».

В случае необходимости перевозка такого оружия (для участия в выставках и тому подобное) органы внутренних дел выдают разрешения на ее перевозку.

Охотничьи ножи могут приобретаться гражданами с разрешения органа внутренних дел на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного оружия, а также арбалетов, которые используются гражданами исключительно для охоты. При этом в разрешении на право хранения и ношения оружия магазином делается отметка о реализации такого ножа.

При перерегистрации оружия (продолжении срока действия разрешения на ее хранение и ношение) владельцами в органы внутренних дел подается:

— письменное ходатайство о продолжении срока действия разрешения;
— медицинская справка об отсутствии противопоказаний, которые препятствуют владению оружием;
— копия договора страхования;
— платежное поручение (квитанция) учреждения банка об оплате услуг за перерегистрацию оружия.


…и запреты


Следует, однако, отметить, что в случае, когда оружие рассматривается не как предмет коллекции или инструмент охоты, а в качестве средства самообороны граждан, законодательство накладывает жесткие ограничения на право приобретения. Ведь охотничье ружье или арбалет постоянно с собой таскать не будешь.
Таким образом, наиболее удобным и эффективным представляются варианты короткоствольного огнестрельного и травматического (стреляющего резиновыми пулями) оружия.
Но кому доступны эти средства самообороны?
На сегодняшний день данные средства доступны ограниченным категориям граждан, основными из которых являются:
1. госслужащие
2. сотрудники «силовых» структур и членам их семей при наличии угрозы для их жизни.
3. журналисты.
4 лица, принимающие участие в охране общественного порядка (т.н. «дружинникам»)
5. лица принимающие участие в уголовном судопроизводстве в качестве свидетелей или потерпевших при наличии угрозы их жизни
Подобное ограничение предусмотрено приказами МВД Украины, зарегистрированными в Минюсте.
Расширять перечень категорий нет смысла, т.к. для обеспечения конституционных прав и невозможности принять закон об оружии имеет смысл разрешить всем категориям граждан приобретение травматического оружия для самозащиты
В итоге, на сегодняшний день мы имеем ситуацию, в которой граждане изыскивают возможности любыми путями(а зачастую просто «средствами») стать внештатными журналистами любых самых мелких изданий, с целью получения вожделенного ходатайства на приобретение травматического оружия. В случае обнаружения при детальной проверке подобного «липового журналиста» возможно аннулирование разрешения, но т.к. четко не прописаны требования к тому, каким именно критериям должен соответствовать «журналист» для получения подобного ходатайства, обычно все остается как есть.
Еще один вариант, стать «дружинником», который больше распространен в крупных городах, в которых есть подобные формирования по охране общественного порядка , деятельность которых регламентирована законом Украины «Про участь громадян у охороні громадського порядку та державного кордону”.
На сегодняшний день на примере столицы – Киевское формирование по охране общественного порядка второй год сотрясают перманентные проверки различных контролирующих органов, и выдача ходатайств осуществляется под более усиленным контролем, чем несколько лет назад, в связи с тем, что большое количество абсолютно непричастных к охране общественного порядка людей получили подобные разрешения и их поведение и отсутствие культуры обращения с оружием(даже травматическим) приводило к конфликтам с правоохранительными органами, что и привело к массовым „чисткам рядов” и аннулированию разрешений.
В ближайшее время принятие закона об оружии, который бы позволил гражданам Украины более полно реализовать свои права, в т.ч. и право на необходимую оборону, на ожидать не приходится, несмотря на обилие статистики из стран ближнего и дальнего зарубежья, подтверждающих снижение уровня преступности после разрешения и либерализации законодательства в сфере оборота короткоствольного оружия.
Лично я считаю, что в связи с большим количеством противников легализации огнестрельного короткоствольного оружия имело бы смысл вводить этапность в разрешении «короткоствола».
На первом этапе – разрешить травматическое оружие всем желающим, при этом не идти по пути России, разрешившей гражданам «газовое оружие с возможностью отстрела травматических боеприпасов», эффективность которого крайне низка.
Вторым этапом – разрешить право собственности на короткоствольное огнестрельное оружие без права ношения. Т.е. владельцы могли бы повышать свои навыки обращения с оружием в тире или на стрельбище, перевозя оружие в оружейном ящике и разряженным.
Ввести уголовную ответственность за нарушение порядка транспортировки для желающих «транспортировать» его в заряженном состоянии и за поясомJ
Третьим этапом – разрешить после прохождения, например, двухлетнего срока владения короткоствольным оружием, получение права на ношение.
Я сознательно не рассматриваю варианта получения разрешения охранным структурам, т.к. создание еще одной «категории граждан, которым положено» только расширит возможности для коррупции в получении разрешений теми, кому будет хотеться, не имея на то оснований.
Поэтому считаю, что закон об оружии должен уравнять в правах на собственность и на защиту всех граждан Украины без выделения каких либо «отдельных категорий, которые будут «равнее» на фоне всеобщего равенства.